В декабре 2017 года президент одобрил создание Единой системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров. Распоряжение от 28.04.2018 №791-р определило базовые принципы в модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации. Эти базовые принципы предусматривают:

  • идентификацию каждой единицы товара — присвоение товарам уникальных кодов;
  • создание информационной системы маркировки, в которой будет храниться вся информация, генерируемая всеми участниками системы маркировки в процессе жизненного цикла товара;
  • создание Единого каталога товаров.

Что такое маркировка

С 1 января 2019 года действует Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ. В нем нет термина «маркировка», но есть такие определения, как «товары, маркированные средствами идентификации» и «код маркировки».

Товары, маркированные средствами идентификации, — это товары, на которые нанесены средства идентификации и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Код маркировки — уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки.

Распоряжение от 28.12.2018 № 2963-р утвердило Концепцию создания и функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров.

В Концепции маркировка определяется как комплекс действий по идентификации единицы или совокупности единиц товара с помощью нанесения средства идентификации или контрольного знака со средством идентификации. Она необходима для обеспечения прослеживаемости товаров при их движении по товаропроводящей сети.

Зачем в России внедряется маркировка

К 2024 году по поручению правительства должна быть создана сквозная система маркировки товаров контрольными идентификационными знаками. То есть предполагается, что к этому времени основная масса потребительских товаров, которая продается, производится и импортируется в страну, должна быть промаркирована в единой системе.

По словам Андрея Кириллова, операционного директора Центра развития перспективных технологий, основная задача, которую ставит перед собой государство в рамках этого проекта, — это защита жизни и здоровья граждан, повышение уровня их безопасности. Так, например, сегодня шансов купить легальную воду, кроме как в крупных сетях в крупных городах, у людей фактически нет — 60 % бутилированной воды является поддельной.

«Единая система маркировки обеспечит достоверность того, что продаваемый продукт был произведен на такой-то фабрике, был доставлен через такие-то каналы товародвижения и был продан на кассе в таком-то магазине», — объясняет Андрей Кириллов.

В результате внедрения системы маркировки с рынка уйдут предприятия, уклоняющиеся от налогов и занимающиеся контрафактом, — те, что конкурируют с остальными участниками рынка недобросовестно. Честные производители в свою очередь, наоборот, увеличат долю за счет повышения прозрачности рынка.

Очевидные преимущества от маркировки получит потребитель. Помимо возможности приобретать только легальный и качественный товар он будет иметь возможность давать прямую обратную связь по нелегальным товарам контролирующим органам. Инструмент общественного контроля будет реализован в виде специального приложения, и им можно будет пользоваться с помощью смартфона.

Какие товары участвуют в системе маркировки

Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р утвердило перечень из 10 товарных групп, подлежащих обязательной маркировке.

  1. Табачная продукция
  2. Духи и туалетная вода
  3. Шины и покрышки пневматические резиновые новые
  4. Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи
  5. Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек
  6. Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков
  7. Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек
  8. Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное
  9. Обувные товары
  10. Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки

В настоящее время уже существуют системы маркировки для алкоголя и меховых изделий. Они продемонстрировали эффективность. Так, например, благодаря запуску обязательной маркировки шуб в 2016 году только за год доля легального оборота изделий выросла в 10 раз. А в рамках эксперимента по маркировке лекарств было выявлено нарушений на полмиллиарда рублей и пресечены случаи вторичной продажи дорогостоящих препаратов.

На сегодняшний день в пилотных проектах участвуют следующие товарные группы:

  • Лекарственные средства (Постановление Правительства от 24.01.2017 № 62)
  • Обувь (Постановление Правительства от 30.05.2018 № 620)
  • Табачная продукция (Постановление Правительства от 27.11.2017 № 1433)
  • Духи и туалетная вода (Проект постановления «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации духов и туалетной воды на территории Российской Федерации»)
  • Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки (Проект постановления «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек»)
  • Одежда (Проект постановления «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных позиций продукции легкой промышленности»)

Осуществляется подготовка проектов по маркировке шин, молока.

Оператор системы маркировки

В Федеральном законе от 25.12.2018 № 488-ФЗ уточняется, что оператора системы маркировки определяет Правительство. И таким оператором был назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Сейчас это, по сути, частный партнер в государственно-частном партнерстве. Именно ЦРПТ занимается реализацией Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак».

ЦРПТ самостоятельно генерирует код маркировки, обеспечивает его защиту, разрабатывает и эксплуатирует платформу системы. Также центр работает над созданием единого каталога товаров, занимается локализацией производства оборудования для маркировки.

Этапы внедрения маркировки

2024 год определен правительством как год полноценного функционирования Единой национальной системы маркировки. При этом производителям дается время на то, чтобы «обкатать» систему: с 2018 года стартовала добровольная маркировка Data Matrix кодами табака, обуви и лекарственных препаратов.

Чтобы подключиться к пилотному проекту, достаточно подать заявку на участие. Для полноценного участия также необходима усиленная квалифицированная электронная подпись. Если у вас есть такая подпись для торгов, ЕГАИС, ЭДО, отчетности, то можно использовать ее. Также для подключения к пилоту вам потребуется обновить прошивку онлайн-кассы, то есть обратиться к поставщикам соответствующих решений и оборудования, настроить систему электронного документооборота (ЭДО), обновить товароучетную программу и купить 2D-сканер для считывания кода.

Если исходить из сроков, обозначенных в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р, то переход на маркировку товаров начнется с 2019 года.

В таблице указаны даты эксперимента и даты перехода на систему:

Товар Старт эксперимента Обязательное использование
Лекарства С 1 февраля 2017 года С 1 июля 2020 года
Табак С января 2018 года С 1 июля 2019 года
Обувь С 1 июня 2018 года С 1 июля 2019 года
Шины и покрышки Нет официальной информации С 1 декабря 2019 года
Духи и туалетная вода С 1 марта по 30 ноября 2019 года С 1 декабря 2019 года
Товары легкой промышленности (трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье Нет официальной информации С 1 декабря 2019 года
Фотоаппараты и лампы-вспышки С 1 марта по 30 ноября 2019 года С 1 декабря 2019 года
Пиво С 1 июля 2018 года Нет официальной информации

Что такое «Честный знак»?

Вся система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров называется «Честный знак». И она включает два компонента:

  • цифровое решение маркировки и прослеживаемости;
  • инструмент общественного контроля (приложение «Честный знак»).

Приложение «Честный знак» уже доступно для скачивания в App Store и Google Play. С помощью любого смартфона, в котором оно установлено, можно считать Data Matrix код или другой тип маркировки на упаковке товара и моментально получить результаты проверки.

Через приложение потребитель может сообщить контролирующим органам об обнаружении контрафакта. Чтобы мотивировать граждан участвовать в процессе общественного контроля, инициаторы внедрения системы маркировки планируют вознаграждать активных участников бонусными программами за помощь в борьбе с контрафактом.

Что будет, если потребитель захочет купить товар, которого нет в системе маркировки?

Андрей Кириллов, операционный директор Центра развития перспективных технологий, подчеркивает, что ФНС выступает за уведомительный порядок контроля. Это значит, что и покупателя, и продавца система уведомляет о том, что совершается сделка с продуктом, который выглядит как контрафактный, но не запрещает им совершить эту сделку.

Что такое Национальный каталог товаров?

В рамках системы маркировки «Честный знак» существуют различные подсистемы, но одна из основных — это Национальный каталог товаров. Он будет содержать информацию по всем маркированным товарным категориям, и эта информация будет использоваться далее в ОФД и в розничных сетях для контроля операций по этим товарным категориям.

Предполагается, что все участники товарооборота получат бесплатный и свободный доступ к каталогу. При этом производители, дистрибьюторы и розничные сети, как обещает ЦРПТ, не будут нести затраты на управление данными.

С учетом тех категорий товаров, для которых система маркировки станет обязательной уже в 2019 году, каталог сначала будет интегрирован с федеральными информационными ресурсами Россельхознадзора, Росаккредитации, Роскачества и ФНС. В нем будет храниться разрешительная и сопроводительная документация, без которой, например, невозможна продажа лекарств и продуктов животного происхождения.

Национальный каталог товаров также будет работать с классификаторами ТН ВЭД, ОКПД 2, ОКВЭД 2 и КТРУ, системой GS1.

Data Matrix код и его криптозащищенность

Система маркировки товаров предполагает, что на упаковке каждой бутылки, пачки сигарет, лекарства будет размещаться Data Matrix код, что позволит эффективно бороться с контрафактом и контрабандой.

Data Matrix код представляет собой уникальный ключ к информации о товаре в базе данных системы «Честный знак». Код наносится один раз при производстве товара. С его помощью, войдя в систему (онлайн или через мобильное приложение), можно получить доступ ко всей информации о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Такой код практически невозможно подделать, поскольку в него вложены сложные криптографические технологии.

Data Matrix код состоит из двух частей:

  • код идентификации: определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров;
  • код проверки (крипто-хвост): генерируется оператором.

На каждом этапе движение товара будет фиксироваться в системе «Честный знак». Это позволит получать информацию о производителе товара, его характеристиках, в том числе сроке годности для некоторых категорий товаров.

В ЦРПТ отмечают, что система маркировки в России будет радикально отличаться от той, что существует в других странах. Основное отличие заключается в едином центре эмиссии кода: код выпускается в одном месте, то есть только одна компания (ЦРПТ) в рамках партнерства с государством отвечает за выпуск этого кода. В других странах каждое предприятие выпускает свой код.

Как работает система маркировки

Процесс включает следующие этапы:

  1. На уровне производителя / импортера: уникальный Data Matrix код наносится на товар.
  2. На уровне логистики: фиксируется весь путь товара — от завода до потребителя.
  3. На уровне магазина: товар размещается на полке только после сканирования Data Matrix кода, что исключает возможность вброса подделки.
  4. На уровне кассы: система не позволит реализовать контрафактный товар при продаже на онлайн-кассе. Когда кассир сканирует код в момент продажи, ОФД сообщает в систему маркировки о том, что товар выбыл.
  5. На уровне потребителя: осуществляется общественный контроль и выявление нелегального товара с помощью приложения «Честный знак».

Если соединить все перечисленные этапы, то получится следующая схема:


Как бизнес должен подготовиться к маркировке

Прежде всего бизнесу нужно смириться с мыслью о том, что маркировка неизбежна. Начиная с 2019 года придется озадачиться ее внедрением и подготовиться к определенным финансовым затратам, которые будут сильно зависеть от степени вовлеченности в процесс маркировки и уровня автоматизации в компании.

Нужно оценить ситуацию и ответить на ряд вопросов. Потребуются ли вам онлайн-кассы? Придется ли менять оборудование? Нужен ли будет электронный документооборот (ЭДО)? Так, если у компании уже есть ЭДО, то достаточно будет только доработать процессы и подключить систему маркировки.

Чек-лист: что нужно для внедрения системы маркировки

  • ЭДО

Лучше уже сейчас изучить эту тему, чтобы определиться с оператором и обсудить с ним варианты налаживания бизнес-процессов в компании и подключения контрагентов.

  • Новое оборудование, которое умеет работать с кодами маркировки

Поскольку на упаковку товара будет наноситься Data Matrix код, то необходимо иметь оборудование, умеющее этот код считывать. Например, 1D-сканер с этой задачей не справится.

Если вы работаете с табаком и используете слабые 2D-сканеры, то будьте готовы к тому, что такие сканеры тоже не смогут считать Data Matrix код. Поэтому обратите внимание на поставщиков оборудования и их возможности.

  • Касса и кассовое ПО

Обратите внимание на то, какие касса и кассовое ПО у вас установлены: умеют ли они сейчас работать с маркированным товаром? Поинтересуйтесь об этом у своего поставщика.

  • Подключение к ОФД

Удостоверьтесь в том, что оператор фискальных данных умеет взаимодействовать с ЦРПТ и передавать необходимые сведения.

  • Учетные системы

Проанализируйте их состояние и возможности. Если вы до сих пор пользуетесь старой самописной системой, то нужно озаботиться вопросом хранения и учета кодов маркировки.

  • IT-решение для передачи сведений в «Честный знак»

Нужно определиться, каким решением вы будете пользоваться: разработаете собственное или воспользуетесь тем, что предлагают профильные IT-компании.

Пока у бизнеса есть время на то, чтобы подключиться к пилотным проектам, посмотреть, как устроена система маркировки в их отрасли, и решить существующие проблемы.

Оформить заявку на подключение Маркировки под ключ

Оформить заявку на подключение Маркировки под ключ

Контактные данные

Имя
Телефон
E-mail

Данные об объекте

Торговая точка
Тип
Налогообложение
Комментарий
Здесь Вы можете задать вопрос или оставить комментарий
Согласие на обработку персональных данных